ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ ? ПОЛУЧИЛОСЬ КАК ВСЕГДА

Махмудов Александр Гафарович,
профессор кафедры экономики Донецкой государственной Академии управления,
президент промышленно-инвестиционной корпорации "Укрпром".

Статья 3.
Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство,
неприкосновенность и безопасность признаются в
Украине наивысшей социальной ценностью.
(Конституция Украины)

Сам черт не разберет,
отчего у нас быстрее продвигаются те,
которые идут назад.
М.Ю. Лермонтов
(1814-1841)

"Вот и стали мы на год взрослей и пора настает:" - как поется в известной песне. Под взрослением понимают, в том числе, накопление жизненного опыта, умения извлекать уроки из прошлого и настоящего, во имя будущего. Внимательный читатель сразу спросит: "Во имя чьего будущего?" И он будет прав, задавая этот вопрос. Но ответ на него лежит в области политики. И пусть политики дадут на него ответ. Конечно, мы с Вами (те, которые, не политики), тоже стали на год взрослее, и уже усвоили уроки: нельзя, как догму воспринимать заклинания типа "политика - это искусство возможного". И этим оправдывается более чем семилетнее падение в бездну. А в жизни правы те, кто считает, если вы не занимаетесь политикой, то политика (или политики?) занимается вами.
И когда политики утверждают, что государство у нас - для народа, а они - слуги народа, то мы вправе критически отнестись к этим заверениям. Мы помним, что "политические деятели не руководствуются любовью или ненавистью, их направляют интересы, а не чувства". Поэтому придется нам самим разобраться, что происходит с народом?
Итак, факты! Население Украины по сравнению с 1990г., когда нас было действительно более 52 млн. человек, стремительно сокращается.
Если в 1991 г. разница между количеством умерших и количеством рожденных составляла 39,2 тыс. человек, то в 1992г. - 100,3 тыс., 1993 г. - 184,2 тыс., 1994 г. - 243,1 тыс., 1995 г. - 299,7 тыс., 1996 г. - 309,5 тыс., 1997 г. - 311,5 тыс. человек. Это привело к снижению населения Украины на начало 1998 г. на 1487,5 тыс. человек, а на конец 1998 г. - приблизительно на 1800 тыс. человек. Как видим, нашему телевидению заставку "Нас 52 миллиона" давно пора изменить, т.к. даже на начало 1998г. население Украины составило 50,5 млн. человек. Думаю, что новый 1999 год в Украине встречало только 50,2 млн. граждан.
Не уменьшающиеся, а увеличивающиеся темпы естественного (хотя, что в этом естественного?) сокращения населения отображают реально сложившиеся условия жизни народа, уровень социальной сферы и, конечно же, являются абсолютным индикатором неверности выбранного пути реформ. Еще несколько цифр. Официальный уровень безработицы в 1992г. составлял 0,3 %, а в 1997г. - 2,3%. Ориентировочно по 1998 г. - 3,5%. Но верно говорят: есть ложь, большая ложь и официальная статистика. Тот же уровень безработицы, подсчитанный по методике МОП уже в 1997г. составил 8,9 %.
И о доходах оставшегося в живых населения. Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение - как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. А емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя. Пожалуй, низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения, денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку импортных товаров, есть одной из основных причин стагнации экономики Украины.
В динамике это выглядит следующим образом (табл.1).

Табл.1. Население Украины: динамика доходов и покупательной способности


Годы
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
Численность населения, млн.чел.    
51.7
51.5
51.1
50.5
50.2*
Официальная средняя заработная плата,грн.
0.06
1.55
13.76
73.48
138.09
156.08
172*
Долларовый эквивалент официальной заработной платы,$
22.1
24.8
24.9
50.0
75.5
83.8
69*
Индекс реальной заработной платы, % к уровню декабря 1991 г.
81
31
28
34
32
32
 
Среднемесячные денежные доходы на душу населения, грн.    
8.34
37.0
61.34
73.56
76.1*
Стоимость черты малообеспеченности в среднедушевых доходах, разы    
0.9
0.78
0.71
0.72**
 
Стоимость набора из 22 продуктов в среднедушевых доходах, разы    
0.91
0.96
1.16
1.25
 
Задолженность по заработной плате, млн.грн.    
35.998
575.31
3739
4908
 
Задолженность по выплате пенсий, млн.грн.      
72
1124
1280
 

* - данные предварительные;
** - первое полугодие.

Денежные доходы населения составили в 1997 году 55% ВВП в фактических ценах. Если учесть налоги и всяческие сборы, то -48%. Для сравнения в США в конце 80-х годов денежные доходы населения составляли 84% ВВП.Если в качестве ориентиров брать страны с развитой экономикой, то уровень доходов населения для восстановления платежеспособного спроса необходимо повысить втрое, а заработную плату-вшестеро.
Главным фактором, который снижает реальную заработную плату является снижение реальных объемов производства.Существенным фактором является удержание предприятиями лишних работников. Правда в сегодняшних условиях, когда государство не может или не способно решить проблему развития малого и среденего бизнеса, это является условием, предотвращающим массовый обвал безработицы и социального взрыва. Но следует помнить, что это мешает реструктуризации предприятий и делает их неконкурентоспособными, с одной стороны, а с другой стороны , консервирует устаревший уровень производственных отношений. Поэтому, в который раз, надо повторить - только через эффективное развитие предпринимательского сектора можно решить проблему как безработицы, так и переход к росту экономики.
Но вернемся к покупательной способности наших граждан. Как видно из таблицы 1 реальная покупательная способность заработной платы и доходов населения резко снизилась. Это происходит вследствие инфляционных процессов, как для национальной валюты, так и для доллара, который на внутреннем рынке Украины обесценился за период с 93 года по 1997год более чем в 11 раз. На среднюю заработную плату можно купить только 1,5 набора продуктов и услуг, которые определяют черту малообеспеченности. А это обозначает,что семья из двух человек на одну среднюю зарплату не проживет.А если учесть, хроническую невыплату заработной платы и пенсий- то как люди живут? Свою правду знает только каждый из нас. Народ вынужден для выживания во все возрастающем масштабе уходить в пресловутую "тень" от пожарища неудающихся реформ. Или работать на своих земельных участках, "челночить", воровать и распродавать имеющееся и т.д.
Особенно важным показателем является удельный вес оплаты труда. Это активные доходы. Они с одной стороны, идут на потребление, а с другой - в виде сбережений на инвестирование экономики. Вместе с другими доходами они формируют значительную часть ВВП. Удельный вес оплаты труда в Украине - 29% от ВВП. В США затраты населения на личное потребление составляют 66% ВВП.
В гиперинфляционном 1993 году часть оплаты труда и других денежных доходов населения резко сократилась. Вслед за этим последовало глубокое падение производства. Еще больше усугубляет ситуацию налоговый пресс не только на сферу материального производства, но и на население, во имя которого и проводятся реформы. Причем, темпы роста налогов больше , чем темпы роста доходов за 1993-1997год в 226 раз против 81. Воистину, обычным предлогом ко всем общественным преступлениям служит общественная польза.
Очевидно, что для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества - ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий , стипендий и других социальных выплат - это не предвыборная агитация в президентской гонке, а насущность для подъема экономики. Среднемесячная номинальная заработная плата в начале 1998 года составляла 156.1 грн. Реальная зарплата, т.е. с учетом инфляции, непрерывно уменьшается и составила в начале 1998 года около 32% от уровня декабря 1991 года.
В структуре затрат населения снизилась часть затрат на питание до 38.4%. Если сравнивать со структурой потребления, например, средней семьи из Великобритании, у которой на продовольствие уходит 16% дохода, на непродовольственные товары - 24%, 12% на покупку и содержание автомобилей, то сдвиг, казалось бы, прогрессивный. Но надо помнить, что он вынужденный и вызван не широким спросом на автомобили , а стремительным ростом цен на услуги транспорта, связи, ростом тарифов на газ, электроэнергию, коммунальные услуги.
И еще один фактор, характеризующий жизнь народа. В Украине уменьшается удельный вес трудоспособного и работающего населения. А это вызывает увеличение экономической нагрузки на работающих. Трудовые ресурсы Украины на сегодня составляют около 29750 тысяч человек. Из них 27150 тысяч - трудоспособное население трудоспособного возраста.
В 1990 году на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 381 пенсионеров. На начало 1997 года - 411 человек, а в перспективе это соотношение будет довольно быстро изменяться. По подсчетам к 2010 году на 1000 работающих будет приходиться 561 пенсионер. Мы рассмотрели с Вами "Кому на Руси (Киевской) жить хорошо". И увидели, что во имя народа, ради народа, выражая его волю затягивается: удавка, правда , экономическая на его шее, которую держит некогда буйную головушку. А если без горьких шуток, то что же привело к такому результату Украину, которая на старте в независимость по единодушному мнению иностранных экспертов имела наивысший комплексный рейтинг в "состязании" на "успешные рыночные реформы"? Так по оценке "Дойче Банка" Украина имела по 10 бальной шкале в 1991 году рейтинг 7.5, в то время как Прибалтика - 7, Россия - 6.5, Средняя Азия - 2.8.

Я, конечно, не могу сказать,
будет ли лучше, если все будет по-иному,
но вот что я могу утверждать:
все должно быть по-иному,
если все должно стать лучше.

Георг Кристоф Лихтенберг
(1742-1799)

Реформирование экономики независимой Украины концептуально начиналось с ориентации на быструю интеграцию в западный мир. При этом политическими решениями были, по сути, отброшены традиционные для Украины рынки стран бывшего Союза, безжалостно разорваны сложившиеся хозяйственные связи, без учета требований переходного периода, так необходимого для реформирования.
Не было учтено, что развитие Украины в большой мере зависело от "критического импорта", в первую очередь от импорта энергоносителей. Государство имело отрицательный торговый баланс, просроченные платежи по полученным внешним кредитам, не был четко определен курс реформ. Достаточное инвестирование в подобных условиях стало практически невозможным. Все это и ряд других причин привело к значительному падению производства, резкому снижению жизненного уровня населения.
Концепция интеграции Украины в международное содружество была принята западным миром и ориентирована на помощь западных инвесторов. Это сблизило государство с международными и финансовыми институтами в вопросах поддержки украинских реформ. Особая роль в этом процессе принадлежала развитию взаимоотношений с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией.
Международный валютный фонд, членом которого является Украина, представляет кредиты странам-членам для регулирования платежных балансов и внешней задолженности. Перед получением кредитов страна-заемщик согласует с Фондом программу финансово-экономической стабилизации. Предоставление валютных средств осуществляется в зависимости от выполнения этой программы. Программы по подъему экономики МВФ требует основывать на монетаристских подходах. Основоположник монетаризма, как направления в экономической науке, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен считал, что в основе макроэкономических изменений лежат деньги, вернее количество денег, находящихся в обороте. При этом считается лишним вмешательство государства в экономику с целью регулирования, так как она должна саморегулироваться, а выживет в ней сильнейший, слабый, не приспособленный к рыночной стихии, должен уйти с рынка. Безусловно, это верно для развитого рынка, где спрос удовлетворяется в результате конкурентной борьбы. А как быть с экономикой стран, переходящих от формы централизованно-плановой к рыночной?
В условиях Украины монетарную политику достаточно жестко и последовательно проводит НБУ. С целью обеспечения доступа к кредитным ресурсам в объемах и по процентным ставкам, которые должны бы обеспечить эффективное функционирование национальной экономики, НБУ регулирует количество денег, находящихся в обороте. Каковы же итоги? Какова цена верности монетаристским подходам в последние годы?
Если проанализировать реализацию предложений монетаристов в различных странах с переходной экономикой исторически, то достаточно сложно заметить серьезные успехи в реализации положений этой теории на практике, тем более, при переходе от плановой экономики к рыночной. Наш собственный семилетний опыт преобразований, да и опыт ближайшего соседа - России, где также реализовывались предложения МВФ, основанные на монетаристских постулатах, говорят о том, что на этом пути, к сожалению, успехов не достигнуто.
Оценивая пройденный путь экономических реформ, уже можно подвести итоги и сделать серьезные выводы, так необходимые для совершенствования политики перехода к экономическому росту. Руководителям всех ветвей власти пришло время набраться мужества и непредвзято проанализировать некоторые сложившиеся мифы, памятуя об экономической реальности, другими глазами взглянуть на тот путь, который уже прошла Украина, чтобы понять, что сегодняшняя ситуация в экономике есть закономерный результат непоследовательных и порой ошибочных действий, в том числе неадекватной монетарной политики, принятого у нас в качестве одного из основных инструментов реформирования экономики.
Только после такого анализа мы сможем прописать рецепты лечения вконец изболевшейся экономике, учитывая, что самое чудодейственное лекарство в больших дозах становится ядом. Только тогда наши конкретные шаги принесут надежду, так необходимую всему обществу.
Принято много говорить о шоковой терапии. Это понятие включает в себя лечение экономики какими-то достаточно радикальными, но вместе с тем ограниченными во времени, т.е. быстрыми способами. К сожалению, чем старательнее мы уходили от метода шоковой терапии, тем стремительнее в течение семи лет впадали в шок без всякой терапии. И снова: хотели как лучше, получилось как всегда. Конечно, легко обвинить во всем азиатский финансовый кризис или искать виновников в России, в ее финансовом кризисе. Но в этой ситуации очень важно не поддаться политическим и экономическим мифам, а, проанализировав те реальные составляющие пути, которые являются причинами нынешнего положения в Украине, поверить в объективные экономические диагнозы.
Попытаемся в сжатой форме, ограниченной рамками публикации, ответить на поставленные вопросы.

Экономика - это домашнее хозяйство общества, а не правительства.
МАГ

Человек без денег в кармане проходит через
рыночную площадь особенно быстрым шагом.
Томас Фумер
(1654-1734)

Потрясения на восточно-азиатских и российском финансовых рынках не являются первопричиной глубокого финансового кризиса, разворачивающегося в Украине. Они лишь сыграли роль катализатора проявления и обострения всех негативных явлений, годами накапливавшихся в украинской экономике. Финансовый кризис - составляющая общесистемного экономического кризиса, закономерный результат длительного и продолжающегося упадка производства и снижения его доходности. Прибыльность экономической деятельности падает, половина предприятий, целые отрасли народного хозяйства стали убыточными. Производство парализовано отсутствием платежеспособного спроса и денег в оборотных средствах. Все это - закономерный финал неадекватной монетарной политики.
В то время, как в Украине (и в России) после хаоса и обвала 1992-1993 гг. возобладали кризис спроса и инфляция издержек, адепты монетаризма инициировали борьбу с призраком инфляции спроса, начали пичкать экономику страны противопоказанным для нее лекарством - денежным дефицитом. С его помощью был заторможен рост цен, но парализован внутренний рынок, так как подорвана покупательная способность населения и предприятий. Сужению эффективного внутреннего рынка способствовала также либерализация внешней торговли, переориентировавшая значительную часть покупательского спроса на импортные товары. Большинство производств, оставшись без оборотных средств и без платежеспособных покупателей, остановилось или работает с неполной нагрузкой. Производство поддерживается в основном экспортом (который западные "благодетели", защищая рабочие места в своих странах, все больше ограничивают), натуральным товарообменом и просто неоплачиваемыми поставками (электроэнергия, газ). Бартер в промышленности достиг 42% реализации, а сумма задолженностей давно превысила стоимость годового продукта всей страны.
Дефицит денег является центральной причиной продолжения упадка производства. Степень обезденежья экономики характеризуется такими цифрами: в 1991 г. масса денег в стране составляла 80% ВВП, в 1996 г. она была доведена до 11%, в 1997 г. немного увеличилась до 13,5% (не этим ли мы обязаны некоторому оживлению в отдельных отраслях?). Сравним эти величины с денежным обеспечением экономик и других стран: в большинстве развитых стран масса денег составляет около 60% ВВП, в Корее 40, в Японии 113, в Китае 120%. В Украине свирепствует буквально денежный голод. И ему соответствует состояние производства и финансов. Ради чего эта экзекуция экономики? Говорят - ради уменьшения инфляции. Действительно, рост цен благодаря денежному дефициту подавлен. Но вместе с ним подавлены спрос и производство! Подобные "антиинфляционные" меры лишь усиливают относительный рост издержек.
Длительное удержание уровня цен от падения методом денежного дефицита при снижающемся производстве и растущих издержках было искусственным. Стабильный валютный курс и медленно растущие цены не соответствовали проседающей экономической основе, что и явилось причиной их обрушения осенью 1998 года под влиянием внешнего толчка - российского кризиса. Цены и валютный курс скачкообразно начали приходить в соответствие с состоянием экономики. Однако при этом не растаяли все задолженности по расчетам, по зарплате и социальным выплатам. В сложившейся ситуации народ страдает дважды: от того, что ему не выплатили заработанное, и от возобновляющейся инфляции.
1998 год начинался с оптимистических ожиданий подъема. Впервые после 7 лет спада в первом полугодии ВВП увеличился на 0,2 %, объем промышленной продукции - на 2,7%, сельскохозяйственной - на 7,8%. Сдвинулось в сторону роста производство товаров народного потребления (4,1%), объем капитальных вложений (8,5%).
Но в тоже время в 1998 году Украина продолжала терять рынки. Основной причиной сокращения внешних рынков сбыта отечественной продукции является ее высокая стоимость. Например, внутренние цены на многие виды продукции черной металлургии выше цен мирового рынка на 20-30%, а то и до 40%.
Одновременно конкуренция на мировых рынках ужесточается, и Украина вынуждена постепенно уступать позиции: в I полугодии 1998 г. по сравнению с соответствующим периодом 1997 г. экспорт товаров снизился на 8,8%.
С другой стороны остро ощущается ограниченность внутреннего рынка, которая определяется двумя основными факторами: низкой покупательной способностью населения и предприятий, а также переключением части этой способности на покупку импортных товаров. В результате импорт товаров народного потребления в 1997 году составлял около 18% их общего количества на рынке. Эти данные занижены, так как неполно учтен "челночный" импорт и контрабандный. По оценке, принятой Кабинетом Министров, на потребительском рынке Украины импортные товары составляют 25% реализации, в т.ч. непродовольственные товары 42%. Влияние импорта не ограничивается потребительским рынком, не меньше оно и на рынке средств производства. Примерно 60% импорта представляют собой товарные группы, производимые в Украине, и ввоз их в принципе мог бы быть частично сокращен. Для Украины актуальным остается корректный протекционизм, особенно с учетом отрицательного сальдо экспорта-импорта товаров (-1046 млн. долл. в I полугодии 1998 г.). На этом фоне покупательная способность основной массы населения не увеличивается. Реальные доходы (за минусом налогов и обязательных платежей, взносов и влияния инфляции) за январь-август снизились на 5,6%, причем удельный вес заработной платы в них снижался в связи с сокращением производства и занятости. Реальная средняя заработная плата снизилась за первую половину 1998г. на 5,7%.
С учетом задолженности по зарплате, пенсиям и денежной помощи, которая составила в 1998г. 8% ВВП, реально потребительские доходы составляют 47-50% ВВП. Вместе с активизацией ограничительных мер НБУ это привело к снижению объема розничного товарооборота в I полугодии на 1,5%, объема реализации платных услуг - на 2,3%.
Низкая покупательная способность предприятий определяется ничтожным количеством денег в оборотных средствах - менее 2%. Собственных денежных средств предприятиям не хватает даже для выплаты заработной платы, не говоря уже об оплате поставок и услуг и внесении налогов и обязательных отчислений. Среднемесячный остаток денежных средств у предприятий составляет только 93% от начисленной зарплаты. В то же время цена кредитов коммерческих банков уже в I полугодии 1998 г. повышалась до 48 процентов годовых в среднем - табл. 11.4 (а по кредитам сроком более месяца - до 60%). Уже осенью 1998 г. уровень процентных ставок по кредитам превышал 90% - 100%. Это сделало недоступными для производственных предприятий кредиты. Уровень кредитования субъектов хозяйствования остается на чрезвычайно низком уровне: 7,9% ВВП . В развитых странах этот уровень составляет до 100% ВВП. Интересно в этой связи отметить, что в 1998 г. только 12% кредитных ресурсов сформировалось за счет НБУ. В итоге предприятия, как и большинство населения, испытывают денежный голод, чем и определяется состояние внутреннего рынка.
О параличе внутреннего рынка свидетельствуют следующие цифры. Удельный вес натурального товарообмена в реализации промышленной продукции в 1997 г. составил 42,4%, в I полугодии 1998 г. - 41,7%, а кредиторской задолженности - 22,4%. В 1998 г. кредиторская задолженность между предприятиями со 102,5 млрд. грн. на начало года увеличилась к июлю до 114 млрд. грн. Порочный круг стагнации замыкается: нет рынка - нет сбыта - нет доходов - нет рынка. Поэтому производство находится в угнетенном состоянии, а слабые проявления оживления не способны изменить общего состояния. Причины отмеченных положительных тенденций, видимо, в значительной мере коренятся в теневом обороте, позволяющем части предприятий и населения получать доходы. За счет этого несколько расширяется рынок. В какой-то мере это поддерживает и легальное производство, ведь в основном за его счет существует теневая экономика. Это - процесс приспособления и борьбы за выживание.
Так что существенных предпосылок к оживлению, несмотря на некоторые признаки, в первой половине 1998 г. не было. Зато продолжало накапливаться напряжение в финансовой сфере, которое, прорвавшись в виде финансового кризиса, свело на нет все предварительные оптимистические тенденции.
Открытая инфляция - лишь незначительная составляющая накопленного инфляционного потенциала. Инфляционные процессы продолжаются и в скрытом, деформированном виде: таком как накопление задолженностей. Между тем основоположник монетаризма М. Фридмен признавал: "Подавленная инфляция значительно более болезненна и для экономической деятельности, и для свободы, чем инфляция открытая; и чем более эффективно подавление, тем больше экономические убытки". Выдающимся достижением украинского варианта монетарной политики долгое время представлялась устойчивость гривни. Но эта устойчивость была обеспечена агонией производства. Искус-ственное удержание номинального курса гривни привело лишь к разбазариванию валют-ных резервов, созданию благоприятных условий для импорта продукции, т.е. допол-ни-тельных рабочих мест за пределами Украины, и к дискриминации отечественных экс-пор-теров. В результате экономика Украины за годы осуществления такой курсовой политики (1996-1998) дополнительно потеряла несколько миллиардов долларов и все равно оказалась перед лицом масштабной девальвации национальной валюты. Проводники монетаристской политики исходили из предположения, что достигнутая любой ценой низкая инфляция сделает Украину привлекательной для инвестиций и обеспечит экономический подъем. Налицо имеем противоположный эффект. По уровню иностранных инвестиций на душу населения Украина занимает одно из последних мест в мире. Фондовый рынок страны полумертвый, не имеющий под собой экономической базы.
Что касается зависимости экономического роста от низкой инфляции, то это, мягко говоря, выдумка. Сколько-нибудь длительные значительные темпы роста при низкой инфляции - единичные случаи в мировой практике. Источником подъема должно быть наличие такого количества денег, которое обеспечило бы достаточный платеже-спо-собный спрос и необходимый объем оборотных средств предприятий. И то, и другое в Украине задавлено во имя низкой инфляции.
Рентабельность производства снижается, а выплаты по государственным задолженностям в некоторые месяцы превышают доходы бюджета. Коллапс отодвигается только благодаря новым займам. Правительство видит выход в уменьшении расходов бюджета, что, якобы, позволит снизить налоговую нагрузку на производство и уменьшить отвлечение средств в непроизводительный оборот. С одной стороны, это выглядит правдоподобно. Однако данные о чрезмерности государственного потребления на самом деле не совсем корректны, что подтверждается анализом динамики бюджетных расходов в 1994-1998 гг. и их отношения к ВВП.
Сравнение уровней государственного потребления в некоторых странах (табл.2) еще раз доказывает, что за исключением повышения бюджетной дисциплины здесь мало резервов для экономии.

Таблица 2. Обязательные платежи без социальных взносов, в % к ВВП (все страны - 1995 г., Украина - I полугодие 1998 г.)



Страны
 Платежи 
Украина
24,4*
США
27,6
Япония
27,8
Великобритания
35,2
Германия
39,1
Италия
41,8
Франция
44,5
Бельгия
45,9
Швеция
50,2

Как видим, уровень бюджетного перераспределения (кроме пенсий, соцстраха и содействия занятости) в Украине ниже, чем в экономически развитых странах. Это при том, что ВВП этих стран куда больше украинского.
Существует оптимум размера бюджета, который определяет его эффективность как макроэкономического регулятора. Для выхода из тупика необходим импульс повышения спроса. Такой импульс невозможен без увеличения количества денег, т.е. без использо-ва-ния соответствующих бюджетных механизмов. Возможным вариантом является также внебюджетное финансирование через Банк реконструкции и развития. Дальнейшее резкое сокращение бюджетных расходов означает сворачивание социальной сферы, обвальный рост безработицы, удар по совокупному спросу, что неминуемо повлечет дальнейший спад производства.
Беспер-с-пективность и опасность монетаристских экспериментов в конкретных условиях Украины была очевидна с самого начала. Продиктованная международными финансовыми организациями ошибочная оценка характера экономического кризиса (который в Украине приобрел форму кризиса спроса, а не предложения, что подтверждается наличием значительной безработицы и мизерным использованием производственных фондов), привела к тому, что экономические проблемы Украины решались противопоказанными средствами. Отказ от умеренной денежной эмиссии в пользу "пирамиды" государственного долга усугубил постоянное сокращение эффективных бюджетных расходов на фоне усиливающегося оттока денежных средств за рубеж.
После 1998 года пространство для кредитно-денежных маневров усилиями отечественных монетаристов практически отсутствует. Обвал рубля, а за ним и гривни подтвердил, что политика денежного дефицита разрушает реальную экономику - фундамент, на котором держится национальная валюта. Она должна была рухнуть именно в результате стараний идеологов монетаризма. Урезания бюджета, кредитов, амортизационных средств, собственной прибыли, доходов населения подрывают рынок и производство и загоняют экономику в пропасть. В наших условиях важнее не урезания "государственного потребления", а изменение его структуры в сторону статей, обеспечивающих повышение спроса и стимулирование инвестиционного процесса и производства.
И можно было бы считать главным итогом 1998 года осознание того, что выбранная модель реформирования с использованием рекомендаций МВФ для Украины ошибочна. Это осознание на словах в высших эшелонах власти происходит. Его срочно надо закрепить действием: с учетом накопленного опыта разработать и реализовать свою модель преобразований, привязанную к национальным особенностям и сложившимся, прямо признаем, небывалым экономическим условиям, одновременного сосуществования всех видов экономических укладов, при руководящей и направляющей роли через государство нашего недавнего прошлого.
Учитывая эти особенности, антиинфляционная политика в Украине должна была быть более гибкой, объединять монетарные ограничения с хотя бы селективной кредитной поддержкой предприятий и производственных комплексов, способных к расширению выпуска конкурентоспособной продукции, безусловной развязкой кризиса платежей, ухода от самообмана путем неучитывания "скрытой, подавленной инфляции" при выработке управленческих решений, с поддержанием покупательной способности беднейших слоев населения с ограничением импорта и активной работой в направлении реструктуризации предприятий и повышения качества их продукции, с привлечением средств теневой экономики в налогооблагаемый сектор.
Как видим, цель жесткой монетарной политики не достигнута, получены неубедительные результаты, которые не оправдывают болезненности средств их достижения.
В обращениях к Верховной Раде Президент Украины Л.Д.Кучма неоднократно высказывался за повышение монетизации ВВП, за паритетный курс гривни в зависимости от инфляции, но в то же время против решения бюджетных и экономических проблем при помощи незначительной инфляции. Противоречивость этих высказываний отражает сложность проблемы, необходимость точно пройти между ремонетизацией, с одной стороны, и девальвацией и инфляцией, с другой.

Все имеет два лица:
одно увядает, другое расцветает.
Фридрих Ницше
(1844-1900)

Все искусство управления состоит в искусстве быть честным
Клод Гельвеций
(1715-1771)

:Зайцы в полночь траву на поляне косили:
(наши песни, наше время)

1 января мы вступили в Новый 1999 год. Вступили дружно (ибо это от нас не зависело), вступили цивилизовано - с принятым бюджетом (это также от нас не зависело, но зависело от наших народных избранников. А они перед лицом избирателей бывают строптивы. А нам заняться их "укрощением" некогда, да и процедуры" нет).
После черных месяцев расчистки завалов и лечения "детской болезни монетаризма" могут начаться оживление и подъем. Но только при условии изменения экономической политики.
Очевидно, что одной из основных причин стагнации производства является недостаток платежных средств. Необходимо повышать монетизацию экономики. Следует сразу отметить, что никто из реалистичных сторонников умеренной эмиссии, понимая возможные инфляционные последствия ввода дополнительных денег в обращение, никогда не предлагал решать с его помощью какие-либо сиюминутные задачи. На самом деле эмиссия может дать долгосрочный положительный эффект только тогда, когда она является одним из элементов целого комплекса взаимосвязанных мероприятий. Во-первых, эмиссионное воздействие на экономику должно осуществляться одновременно в направлении стимулирования спроса (например, путем поэтапного погашения бюджетных задолженностей) и предложения (путем краткосрочного кредитования производителей товаров народного потребления и экспортеров). При этом, на наш взгляд, может практиковаться и льготное кредитование через НБУ или Банк реконструкции и развития. Прирост денежной массы должен идти главным образом через кредиты и увеличение денег в оборотных средствах предприятий.
Во-вторых, условием эффективности увеличения массы денег должно быть временное регулирование цен, в первую очередь в базовых отраслях.
В-третьих, для смягчения девальвационного давления на гривну необходимо до минимума снизить возможности валютных спекуляций, в первую очередь коммерческих банков.
В-четвертых, желательно ограничивать поступление на внутренний рынок импортных товаров, особенно потребительских, путем разумной, гибкой протекционистской политики. Закупки из бюджета товаров, производимых в Украине, необходимо осуществлять только на внутреннем рынке, чтобы деньги поступали отечественным производителям.
Все перечисленные мероприятия должны сочетаться с изменениями в налоговой и административной системах, инвестиционной политике и других сферах экономики. Например, налоги должны существенно упроститься. Известны предложения о том, чтобы вместо двух налогов - НДС и с прибыли - установить один: с реализации. Административный аппарат должен прекратить мелочный террор предпринимателей. Необходимо уменьшить количество и "высоту" административных и финансовых барьеров для вхождения в бизнес. Расширить кредитование проектов, дающих быструю отдачу, и т.д.
Необходимо радикально улучшить бюджетную дисциплину, чтобы бюджетные расходы не отклонялись от плана и целевого назначения, пересмотреть структуру расходов и практику межбюджетных отношений. Важнейшим следствием дефицита платежных средств в сочетании с неэффективным хозяйствованием и недостаточной ответственностью стал кризис платежей. Он превратился в центральную проблему экономики, которая не дает производству стать на ноги. На основе неплатежей развился натуральный товарообмен, который расширяет базу теневых расчетов, сильно повышает издержки, затрудняет поступление налогов и обязательных отчислений. В результате финансы предприятий и государства пришли в кризисное состояние. Неплатежи, бартер, засилье посредников (диктующих схемы движения товаров и цены), правовой нигилизм налоговых органов разлагают не только экономику, но и мораль, отбрасывают общество в криминальную дикость. И вместо планового диктата господствует диктат клановый.
В антикризисных мерах по финансовой стабилизации, разработанных правительством, не нашли должного отражения меры по развязке кризиса платежей. Необходимо относительно быстрое, целенаправленное решение проблемы с использованием всех допустимых традиционных и нетрадиционных инструментов и всех существующих механизмов.
Для решения проблемы уже нужны чрезвычайные меры. В частности, предлагается создать Государственную комиссию по урегулированию платежей, и, как исполнительный орган, в ее подчинении - Центр многосторонних клиринговых расчетов. Возможно использование банковской системы, имеющихся в отраслях и регионах расчетных центров. Вменить в обязанность Центра поиск путей зачетов любой длины по расчетам предприятий, организацию и оформление зачетов по платежам и обоснование рекомендаций по кредитованию или банкротству.
Государственная комиссия должна состоять из представителей Кабинета Министров, Национального банка, Министерства финансов, Государственной налоговой администрации, Министерства внешнеэкономических связей и торговли и отраслевых министерств. При необходимости к работе Комиссии должны привлекаться представители других ведомств и предприятий.
Государственная комиссия по урегулированию платежей должна в полном объеме решать задачи, вынося решения и рекомендации Центру, министерствам, предприятиям, органам местного самоуправления по следующим направлениям:

  1. По осуществлению взаимных зачетов между предприятиями всех форм собственности и с бюджетом.
  2. По осуществлению зачетов с населением по цепочке: "заработная плата, пенсии - коммунальные платежи".
  3. По погашению определенной части бюджетной задолженности казначейскими бездоходными векселями.
  4. По погашению части взаимной задолженности предприятий натуральными поставками.
  5. По льготному государственному (или субсидированному) коммерческому кредитованию предприятий, способных по согласованному графику к погашению своих задолженностей за счет финансового оздоровления.
  6. По совершенствованию порядка расчетов и улучшению состояния оборотных средств предприятий, в первую очередь находящихся в полной или частичной государственной собственности.
  7. По возбуждению процедуры банкротства предприятий, неспособность которых самоокупать свою деятельность выявлена в процессе многостороннего клиринга. Начинать распутывать цепи задолженностей нужно, видимо, с топливно-энергетического комплекса и отраслевых взаимозачетов, но обязательно сверху-вниз, сочетая региональный и централизованный подходы.

Таким образом, предлагаемый комплексный порядок урегулирования платежей будет включать в себя взаимные зачеты, расчеты векселями предприятий и казначейства, льготное кредитование, санацию и банкротство предприятий. Следовательно, для растромбирования цепей задолженностей потребуется некоторое увеличение денежной массы (кредиты и постепенный выкуп векселей). Постепенное целевое направление дополнительных денег на оговоренный срок будет способствовать оживлению производства, увеличению товарной массы и нейтрализует опасность подогрева инфляции. Экономика Украины, денежное обеспечение которой очень низко, поглотит осторожно вводимые дополнительные деньги без опасного инфляционного эффекта.
В государственном бюджете необходимо предусмотреть средства на государственные кредиты и субсидии для регулирования платежей. Статья может быть дефицитной. Это может послужить каналом постепенной эмиссионной подпитки экономики деньгами и средствами обращения, что создаст предпосылки оживления производства. А увеличение производства нейтрализует инфляционную опасность.
После нормализации платежей и обеспечения необходимой монетизации экономики, нужно включить на полную мощность механизм имущественной ответственности и банкротства, экономически пресечь злоупотребления бартерными операциями, например, путем введения индикативных цен на высоколиквидную продукцию и повышенного налога на эти операции в натуральной форме.
Чрезвычайно важно укротить теневую экономику, база которой - спекуляции на разнице цен, хищения и уход части продукции в теневой рынок. Теневая экономика существует не сама по себе, а за счет ограбления экономики легальной. Не случайно в последние годы раздулись до 19% и 9,2% ВВП потери и убытки.
Сегодня мы наблюдаем не только кризис экономических идей, но и кризис механизмов воплощения этих идей. Наибольшая проблема сегодня заключается в неспособности государственного аппарата управлять экономикой роста. Беда ведь не только в отсутствии оборотных средств и инвестиций, но и в организационной и квалификационной неподготовленности к эффективной работе в условиях рынка. Поэтому многие предприятия, получив иностранные или государственные кредиты, не способны их отдать. Проблема ликвидности банковской системы - это в решающей степени проблема менеджмента предприятий. На государственном уровне (дефолт, потеря доверия) воспроизвелось то, что ежедневно происходит на уровне предприятий. Бюрократия всех уровней привыкла к тому состоянию, что к низкой заработной плате хорошей добавкой является рентная плата... за место в системе госуправления. Властная элита вместо ускорения реформ начала их тормозить. И списывается это на восточно-азиатский и (или) российский кризисы, неурожаи, недоверчивость иностранных инвесторов к нам, "хорошим", и на многое другое. Экономические неурядицы приводят к разложению общества, потере идеалов и ориентиров, упадку культуры и науки, духовности и духа. И не стоит проводить референдумы по вопросу верности государственной политике реформ и их темпов в сегодняшнем виде. Народы наши давно уже проголосовали, сформировав второй фронт рыночной экономики, в обиходе - теневой сектор, став на тропу партизанской войны с государством за свое выживание.
Таким образом, по нашему мнению, сейчас надо параллельно, во-первых, решать задачу создания гибкой, оперативной, реально ориентированной на реформы системы управления экономикой и, во-вторых, проводить экономические реформы. Но они не сводятся к приватизации или бесконтрольности центрального банка. Пожалуй, важнее контролировать послеприватизационную эффективность и умело помогать тем, кто способен производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию. Поддерживать и расширять влияние "точек роста". Нужна организационная и кадровая работа.
Реализация указанных мероприятий не увенчается успехом, если они не будут сопровождаться трансформацией налоговой системы, изменением отношения государства к управлению его собственностью, инвестиционной политики. Таким образом, мы видим, что выход из кризиса может быть достигнут только комплексом широкомасштабных экономических преобразований.

Автор искренне благодарит доктора экономических наук, профессора Найденова Виктора Сергеевича, старшего научного сотрудника Сменковского Андрея Юрьевича, старшего научного сотрудника Мотыченко Юрия Ефремовича за любезно предоставленные материалы, использованные в статье и совместное обсуждение проблем экономики Украины.

06.01.1999 г.